«РУССКОЕ ЧУДО» – РОГОВОЙ ОРКЕСТР

Юрий Кружнов
Культурно-просветительский журнал «Соотечественник» №19, апрель 2011г.

 

«РУССКОЕ ЧУДО» – РОГОВОЙ ОРКЕСТР

Уже почти десять лет в Петербурге существует роговой оркестр, почти десять лет стены петербургских концертных залов оглашают старинные охотничьи рога. «Русскую роговую капеллу», как называется этот уникальный коллектив, можно слышать летом на лужайках Петергофа, Царского Села; выступают музыканты и в зале Филармонии, и в зале Александро-Невской лавры, зале дворца Разумовского (где ныне размещается Педагогический университет им. А.И. Герцена); их приглашают играть в лютеранских церквах и на разных концертных площадках. А летними вечерами звуки рогов несутся над водной гладью петербургских рек и каналов – оркестром возрождена давняя традиция «музыки на воде», когда рассевшиеся в катере музыканты играют тихие спокойные мелодии…

Но не только Петербургу довелось услышать это «русское чудо». За эти годы Капелла объездила половину Европы, выступала почти в 20-ти странах, был даже концерт в Ватикане – папа Бенедикт XVI почтил его своим присутствием. А приглашения на гастроли поступают и поступают – из Америки, из Австралии… Ибо такого оркестра ни в одной стране мира нет – и никогда не было.

Охотничий рог – один из древнейших музыкальных инструментов. Много веков рог исполнял исключительную служебную функцию. Им гнали или приманивали зверя в лесах, давали сигналы войску, извещали о прибытии почты или предупреждали о скачущей во весь опор карете… Но никому никогда не приходило в голову сыграть на роге увертюру Моцарта или Глюка – да и вообще какую-либо мелодию. Рог издает только один звук, у него нет ни клапанов, ни регистров, он не приспособлен для исполнения музыкальных пьес. В то же время, в зависимости от величины рога и материала, из которого он изготовлен, рог  обладал порой удивительно красивым, далеко разносящимся тоном, завораживающим не только зверей в лесу, но и слышавших его людей.

И вот однажды нашелся человек, который понял, что из рогов разной величины и тона можно составить оркестр, и при известной тренировке научиться исполнять музыкальные пьесы. Этого человека звали Ян Антон Мареш, и жил он в XVIII веке.

Мареш родился в Чехии, в Богемии, обучался игре на валторне и виолончели в Германии и достиг таких успехов и такой известности, что петербургский богач, вельможа, гофмаршал и фаворит императрицы Елизаветы Петровны – Семен Кириллович Нарышкин, пригласил его к себе на службу. В конце 1740-х Мареш приехал в Россию и поселился в имении Нарышкина на Черной речке. Своих музыкантов у вельможи не было, и задача Мареша состояла в том, чтобы  создать духовой оркестр из крепостных. Но крепостные не знали музыкальной грамоты и никогда не брали в руки музыкальных инструментов. Между тем, обучение на духовых инструментах требовало многолетнего упорного труда. Поняв тщету своих усилий, Мареш однажды решил дать в руки не умевшим играть крепостным охотничьи рога разной длины. Для игры на рогах не требовалось ни слуха, ни знания нот – каждый из оркестрантов должен был только точно отсчитывать паузы и вовремя дунуть в рог. Точности поначалу было очень трудно добиться. Ведь чтобы сыграть простую гамму из семи нот, нужно было семи человекам по разу дунуть в свой инструмент, причем в точном месте и в нужный момент. Сложная была задача для неграмотных людей. Все «музыкальные репетиции», по сути, свелись к муштре. Тем не менее, Мареш сумел разучить с крепостными несколько несложных пьес. Разучивал он их втайне от Нарышкина, желая сделать тому сюрприз. Однажды, когда у Нарышкина собрались гости, Мареш предложил им послушать музыкальные «кунстштюки», исполненные на охотничьих рогах. Гости посмеялись такой идее, с ними и Нарышкин. Но когда Мареш привел гостей в манеж, где расположился оркестр, и когда крепостные заиграли, то все буквально потеряли дар речи от удивления и восторга. Стройный хор рогов звучал так божественно красиво, звук его был так прозрачно чист, так волшебно завораживал, что Нарышкин расцеловал Яна и велел ему увеличить оркестр и заниматься с этих пор с ним регулярно. Было это в 1751 году, и с этой даты ведет отсчет история роговой музыки в России.

Вскоре большой роговой ор¬кестр был создан. Он состоял из 36 исполнителей. Мареш лично изготовил для него 37 инструментов – от басов до дискантов, в общей сложности диапазоном в 3 октавы. Маленькие рога имели в длину всего 20 санти¬метров, большие достигали трёх метров, для них сделали специальные подставки. В короткий срок Мареш разучил с оркестрантами несколько более сложных пьес – и роговая музыка стала звучать в имении у Нарышкина почти каждый вечер.

Первой, кто кроме Нарышкина, приобщился к звучанию рогов, была императрица Елизавета Петровна. В 1752 году Нарышкин устроил  для императрицы большую охоту при селе Измайлове под Москвой и решил «угостить» гостей своей музыкальной новинкой, которую в полном составе привез с собой из Петербурга.

Свой оркестр Нарышкин велел спрятать в лесу. Внезапно донесшиеся во время охоты до ушей императрицы и гостей звуки необычайной красоты пленили всех, и прежде всего Елизавету. Она немедля выразила желание иметь такой же оркестр при дворе, а Марешу велела заняться обучением его и назначила его «начальником роговой музыки». Так родился Придворный роговой оркестр, просуществовав¬ший до 1818 года как штатный коллектив при императорском Дворе.

Новая «затея», как тогда говорили, вскоре стала известна многим. В том же 1752 году М.В.Ломоносов пишет оду «На изобретение роговой музыки»:

«Что было грубостьми
в охотничьих рогах,
Нарышкин умягчил
при наших берегах.
Чего и дикие животны убегали,
В том слухи нежные приятностей сыскали…»

Роговой музыкой угощали, как необыкновенной диковинкой, прибывавших в Россию королевских особ, других именитых гостей. Вскоре свои роговые оркестры заимели многие вельможи. При Екатерине II придворным роговым оркестром управляли знаменитые музыканты – Дж. Сарти, Дмитрий Бортнянский. Композиторы стали употреблять роговую музыку в своих операх, писали пьесы специально для рогов. Оркестр уже играл серьезные произведения: увертюры Гайдна, Моцарта, Глюка, торжественные фуги и канты.

Самое знаменитое выступление рогового оркестра состоялось в 1791 году в Таврическом дворце, по случаю взятия Измаила – на так называемом «Потемкинском празднике». Тогда впервые прозвучал полонез композитора Осипа Козловского «Гром победы, раздавайся!» на слова Г.Р.Державина (потом он долго выполнял роль гимна Российской империи). В исполнении принял участие сборный роговой оркестр численностью в 300 человек!

Да, звучание рогового оркестра было чарующим. Но игра на рогах требо-вала от музыкантов огромного внимания и неимоверного напряжения легких. Оркестранты часто страдали легочным недомоганием, астмой, иногда кончалось и чахоткой. А играя много лет одну и ту же ноту, крепостной превращался в «живую клавишу», терял свое имя. Музыкантов нередко кликали по названию ноты: «нарышкинский До», «нарышкинский Фа-диез» или «Си-бемоль».

В начале XIX века роговая музыка уже звучала не только на лугах и в парках, но и в концертных залах, использовалась для красочного усиления симфонических оркестров. Рога звучали при короновании Александра I в 1801 году в Москве. Личный роговой оркестр императора состоял тогда более чем из 300 рогов. Роговые оркестры имели также некоторые гвардейские полки – Егерский, Конный, Конногвардейский. Музыканты придворных и военных роговых оркестров имели свою форму одежды. Были свои «хоры роговой музыки» у многих придворных, количество инструментов в таких оркестрах достигало 120-130. В начале XIX в. «играние» роговой музыки во время обедов и полдников царской фамилии, гуляний публики по прудам и озерам царских резиденций было традиционным. Играла музыка также на балах и маскарадах. 

Но постепенно мода при Дворе на роговую музыку стала сникать. В 1818 году Александр I подарил свои инструменты правнуку Семена Кирилловича Нарышкина – Дмитрию Петровичу. Она все реже звучала и в концертах.

А вот в домашнем быту роговые оркестры в 1820-30-х, напротив, приобрели популярность. «Указатель С. Аллера на 1823 год» называет десятки адресов дач, расположенных на Елагином, Каменном, Крестовском, Аптекарском островах, с указанием, что у владельцев имеется свой роговой оркестр. Прежде всего упомянуты богатые вельможи – Нарышкины, Строгановы, Шереметевы, Разумовские, Салтыковы. Причем это были совсем не любительские коллективы. В концертах на открытом воздухе исполнялись такие сложные произведения, как увертюры к операм Дж. Россини, К.-М. Вебера, Ф.-А. Буальдьё, Л. Керубини. Роговую музыку Нарышкина не раз слушал М.И.Глинка, с восторгом отзывавшийся о мастерстве музыкантов. Остались сведения о том, как восторгались роговой музыкой А.С.Пушкин, А.И.Дельвиг, П.А.Вяземский.
В первые десятилетия XIX века роговая музыка вошла в домашний быт не только вельмож, но также помещиков, купцов, богатых любителей музыки. И это несмотря на громоздкость оркестров и трудности с обучением музыкантов слаженной игре. Тем не менее, петербургские газеты постоянно давали объявления о продаже музыкантов, «обученных роговой музыке, с их инструментами», о продаваемых оркестровых рогах. Предлагались в аренду целые оркестры и отдельные музыканты на вечер, на праздничные дни. В газетах этого времени можно встретить многочисленные объявления от малоизвестных капельмейстеров, «желающих по урокам ходить и к себе брать большой и малый роговой оркестр учить». В музыкальных магазинах стали появляться партитуры для роговых оркестров. 

С XVIII в. продолжилась петербургская традиция использования роговых оркестров в «петербургских  серенадах» – гуляниях на лодках летними вечерами и в белые ночи с пением и музыкой. «Невская музыка» с участием рогов особенно была популярна в 1820-е – начале 1830-х.

В 1830-35 годах состоялась единственная объявленная «гастроль» рогового оркестра в Европе. Это был оркестр вольноотпущенников графини В.Ф.Салтыковой. Выступления оркестра вызвали восторг прессы, о концертах писали видные критики. Оркестр выступал в Бельгии, Англии, Франции, Австрии, Саксонии, Пруссии, Дании. Гастроли затянулись почти на пять лет из-за мошенничества антрепренера, скрывшегося в один прекрасный день с заработанными деньгами (5000 фунтов стерлингов) и паспортами музыкантов. После нескольких лет скитаний по разным странам только 17 из 23 музыкантов добрались до Петербурга.

Но в 1830-х – начале 1840-х годов роговая музыка стала выходить из употребления и в быту – и вскоре вовсе вышла из употребления. Как считали – навсегда. Ан нет. Прошло полвека, и роговой оркестр был возрожден.

В 1882 году императором Александром III был учрежден Придворный  музыкантский Хор, иначе – Придворный оркестр, а при нем – Хор роговой музыки. Оркестры были составлены из военных музыкантов. На рогах теперь должны были играть профессионалы, о прежней муштре уже не вспоминали, хотя репетиции были, конечно, изнуряющими – слаженно играть на рогах было тогда делом новым.

Были заказаны новые рога в количестве 65-ти штук – и начались репетиции. Цель была достигнута скоро. При короновании Александра и Марии Федоровны роговой оркестр играл гимны «Коль славен» Д.С.Бортнянского и «Боже, царя храни!» А.Ф.Львова. Спустя всего полгода роговой хор исполнил в Гатчине, перед императором, большую программу, включающую пьесы Л.Бетховена, Ф.Мендельсона, П.И.Чайковского. Александр III очень любил звучание рогов, «роговой хор» неоднократно играл для него в Гатчине, сопровождал императора в поездках его в Дудергоф, Петергоф, Павловск…

Концертов для широкой публики роговой оркестр в царствование Александра III и Николая II почти не давал, обслуживал дворцовые торжества. Для широкой публики изредка играл в парках Петергофа и Ораниенбаума. Последнее публичное выступление рогового оркестра состоялось в апреле 1915 год, он  участвовал в благотворительном концерте при исполнении гимна Дж. Сарти «Тебе Бога хвалим!» С этого момента деятельность рогового оркестра вновь замерла. И снова мнение было однозначно – возродить роговую музыку невозможно. Некоторые критики считали, что для роговой музыки более не было социальных и творческих условий – рождались новые «современные» стили, в музыку пришли новые идеи, роговая была не ко времени.

И все же она возродилась в третий раз. Произошло это в 2002 году, когда петербургский валторнист, энтузиаст и просто неистовый человек – Сергей Песчанский – собрал таких же энтузиастов, как он, и начал возрождение старинного искусства. Сергей долго изучал старые документы, взялся сам изготовить новые инструменты – ни одна  музыкальная фабрика не бралась, а сохранившиеся до нашего времени рога, увы, являлись музейными экспонатами. Пришлось научиться паять медные листы, придумывать новый способ нотной записи. Наконец взялись за репертуар…  Вот так в начале XXI века оказалось, что прежнюю дисциплину и муштру может заменить любовь к делу, любовь к самому звучанию рога.

У Песчанского не было задачи создать коллектив «музейный» и потчевать публику «экзотикой». У него сразу определился философский подход к явлению. «Рассматривать роговую культуру России вне её истории, вне контекста всей мировой культуры нельзя, – рассказывает он. – Звук рога – он, как звук колокола, естественен и исключает всякую фальшь. Он, как голос скрипки, кларнета, валторны способен передать душевный настрой и в конченом счете – душевное богатство играющего на инструменте человека. Только в первом случае можно спрятаться за техническими приспособлениями, а беря единственный звук на роге, уже ни за что не спрячешься. Играя на роге, музыкант сливается с ним, звук должен рождаться в самом играющем, а рог призван воспроизвести его душевную и, в конечном счете – духовную наполненность. Возрождение рогового оркестра и преследовало цель – воссоздать красоту звучания натуральных звуков. Мы расцениваем наше дело не как удовольствие, а как своего рода служение (в церковном понимании) – красоте, людям. Вот почему я говорю своим музыкантам: не надо «играть» звук, надо создавать его в себе. Он сам передастся через рог – натуральный звук, заложенный в нас природой. Я думаю, что в играющем на рогах говорит природа, что-то древнее, от предков идущее, а может, что-то в этот момент нам ниспосланное…»

Годы упорного труда привели к тому, что уникальный концертный коллектив – «Русская роговая капелла» – известен теперь не только в России, но и далеко за ее пределами. И не только как «экзотика», но как высокохудожественный коллектив. Это искусство, обращенное к душе слушающего. Достаточно взглянуть хотя бы на репертуар – духовная музыка разных веков, музыка русских и зарубежных композиторов – классическая и современная, русские гимны.  

В 2011 году исполнилось 260 лет с того дня, когда никому неизвестный музыкант Ян Мареш создал первый в мире оркестр из охотничьих рогов. Опыт русских энтузиастов на протяжении всех этих лет пытались повторить во многих странах, но безуспешно. Не было навыка игры или  терпения, которым обладали русские музыканты – трудно сказать. Только, несмотря на многочисленные попытки, создать в Европе роговой оркестр так и не удалось. И до сих пор роговая музыка остается сугубо русским явлением, «русским чудом», как ее называют с самого XVIII века.