Петербургские серенады («музыка на воде», «невская музыка», «невские серенады»), летние водные прогулки с пением. Сугубо петербургская традиция. Первые известия о подобных развлечениях идут с середины XVIII в., времени императрицы Елизаветы Петровны. Поначалу «музыка на воде» была своего рода театрализованным представлением, разыгрываемым крепостными владельцев загородных дач и имений для «услаждения музыкою» господ и их гостей. Летними вечерами или в белые ночи, как правило, уже обученные певчие рассаживались в лодки и совершали прогулки с пением по Черной речке, Малой и Большой Невкам, Неве, Фонтанке. Гости, иногда многочисленные, специально съезжались на дачи к Нарышкиным, Строгановым, чтобы послушать «невскую музыку». Нередко среди гостей была сама императрица. С изобретением в 1750-е роговой музыки к хорам певчих стали присоединяться «хоры» роговой музыки. Г. Р. Державин в оде «Фелица» в 1782 описал это уже как традицию: «Я тешусь по ночам рогами / И греблей удалых гребцов». Во времена Екатерины II «невская музыка» стала столь популярна, что превратилась в своего рода символ Петербурга, ею непременно «угощали» приезжавших в Петербург именитых иностранных гостей. Мемуарист П. А. Сумароков, описывая приезд в 1796 в Петербург шведского короля, сообщал, что в честь этого события на Неве «составлялось из множества шлюбок катанье, и эхо песенников, роговой и духовой музык оглашало спокойные берега». «Серенады» стали частью торжеств, устраиваемых по поводу побед или годовщины какого-либо важного события. На торжествах 1775 в честь годовщины заключения мирного договора с Портой пышным зрелищем («позорищем») на воде с участием певчих и хоров роговой музыки руководил лично президент Академии художеств И. И. Бецкой. Очевидно, уже в елизаветинские времена в Петербургских серенадах стали принимать участие сами вельможи, знать. Как вполне обычные, такие вельможные «серенады» с роговой музыкой в 1760-х описывал академик А.-Л. Шлёцер: «... слышу: вот едет Григорий Орлов на яхте вниз по Неве. За ним вереница придворных шлюпок, а впереди лодка с сорока <...> молодцами, производящими музыку, какой я в жизни не слышал».
«Серенады» (или «серенаты») с катанием на лодках устраивались при Екатерине II и на озерах в Царском Селе и в Павловске. Иногда музыкальное сопровождение гуляниям составляли певцы и роговой оркестр, расположившиеся на берегах. Для подобных праздников заказывалась музыка придворным композиторам - Дж. Сарти, Д. С. Бортнянскому.
В эпоху Павла I, сократившего число увеселений вообще и с использованием роговой музыки в частности, «серенады» стали редки. В начале XIX в. традицию «пения на воде» подхватили снова, причем участвовали в них уже не только вельможи. Особенно полюбились «серенады» молодежи, они стали любимым ее развлечений во время белых ночей. Естественно, предпочтение отдавалось пению, причем были это простые любительские импровизации. В 1809 «серенады» описывал посланник сардинского короля Ж. де Местр: «Порою нам встречались щеголевато украшенные шлюпки; весла на них уже убрали, и они тихо предались безмятежному течению <...> Гребцы затянули народный напев, меж тем как их хозяева в молчании наслаждались красотою видов... Русские музыканты, сидевшие между гребцами, устремляли вдаль шумные звуки своих рогов. Подобного рода музыка принадлежит одной лишь России...»
В 1822, как утверждали «Отечественные записки», особенно пышное действо представляли «серенады» Д. Л. Нарышкина: «Перед домом его (что на Английской набережной) с 6 час. вечера и до поздней ночи разъезжали на Неве шлюпки с разного рода музыкою: роговою, духовою, хором певчих с рожками, бубнами и тарелками». Такие же действа происходили на даче у Нарышкина на Каменном острове, где летом часто бывал император Александр I, иногда проводивший здесь несколько вечеров подряд и особенно любивший прогулки по Неве в сопровождении катеров, в которых рассаживался хор роговой музыки.
В Павловске и в Царском Селе для Двора и приглашенных устраивались гуляния на прудах и озерах с пением и роговой музыкой, но, как и при Екатерине, музыканты часто располагались на берегах. Газеты сообщали о прогулке и полднике в июне 1816 в Новом Шале в Павловске, где под звуки роговой музыки и пение «находившихся <...> при доме г. Бортнянского придворными певцами малороссийских и русских песен», нарядно убранные «трешкоты» [катера - Ю.К.] «проплыли по пруду перед Трельяжем к крепости Бип».
Рога употреблялись в петербургских серенадах до конца 1830-х, когда роговая музыка надолго вышла из употребления. А. П. Керн в своих мемуарах описывает последние «серенады» с использованием рогов на даче Д. Л. Нарышкина, вблизи которой она жила в 1830-х: «... известная всей Европе роговая музыка была и для нас большим наслаждением... по будням же она [роговая музыка - Ю.К.] разъезжала тихо в большой лодке по Неве и своими чарующими звуками, далеко разносившимися по реке, доставляла удовольствие тысячам людей».
Ист.: Глинка М. П.. Записки. М., 1988; де Местр Ж. Санкт-Петербургские вечера. СПб., 1998.
Лит.: Вертков К. А. Русская роговая музыка. Л.-М., 1948; Пекелис М. М. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. В 3-х т. Т. 1. М., 1966.
Ю. Н. Кружнов